ГЛАВНАЯ  КАРТА САЙТА  ОГЛАВЛЕНИЕ репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский

 

 

 


 

Система основных образов романа Н. Мейлера «Призрак Проститутки»

Е.В. Чернецова

 

Источник статьи: Актуальные проблемы филологии и методики её преподавания в ВУЗе и школе // материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 55-летию филологического факультета. Елабуга 20-21.11.2008.  Cc. 443-446.

 

Роман американского писателя Нормана Мейлера «Призрак Проститутки» (Harlot‘s Ghost, 1991) представляет собой «монументальный труд» [2, с. 35], изображающий период с 1940 до 1980 гг. Сам автор называет его «романом воспитания» (bildungsroman), углубленным рассказом о «воспитании и развитии молодого человека» [2, с. 100]. В действие романа вовлечено довольно большее количество персонажей. Все они, вплоть до самых незначительных, составляют тот особый фон, на котором развиваются события произведения.

При исследовании системы образов этой работы неизбежно обращение к времени и пространству, в котором они существуют. Каждой части книги соответствует четкое заглавие, сформулированное из места и времени действия. К тому же структурообразующей основой романа являются письма основных героев романа, причем каждое письмо имеет дату написания. Таким образом, мы можем наблюдать эволюцию большинства персонажей, преимущественно центрального — Гарри Хаббарда, как это и предусмотрено романом воспитания. В нем имеется круг образов, внутри которого Гарри можно поставить как центр отношений между ними.

Гарри Хаббард, от чьего лица ведется основное повествование, — сын одного из основателей ЦРУ Кэла Хаббарда — идет по стопам отца и его друга, наставника главного героя, Хью Монтегю, чье прозвище — Проститутка. Джон Вэйлен-Бридж, рассмотревший концепцию «американского Адама» в поздней прозе Мейлера, представил Гарри индивидом-одиночкой, противопоставленным ЦРУ, — единой и большой системе, несмотря на то, что он сам является частью этой организации: Гарри — «простая и подлинная личность против всего мира» [6, с. 313]. Вопреки быстрому постижению стиля жизни агентов он изначально вступает в конфликт с миром ЦРУ, нарушив правила и написав книгу об этом мире: «Согласно обету, который я дал, поступая на работу в управление, рукопись не могла быть опубликована (...) А мне так хотелось, чтобы «Игра» стояла в витрине книжного магазина. Мною владело естественное желание литератора» [2, с. 3].

C образом Гарри связана тема художника — одна из главных тем в творчестве Мейлера. Она связана и с образом Кэла Хаббарда, который также задействован в повествовании романа, хотя и опосредованно: его письма находятся внутри рукописи Гарри. В своих посланиях к сыну он не раз упоминает о своем пристрастии к литературной деятельности: «Не помню, говорил ли я тебе, что в первый послевоенный год я не раз задумывался, не стать ли мне писателем, но потом плюнул (...) В итоге я решил ограничить свое место в искусстве эпистолярным жанром...» [2, с. 761]. Именно из его уст читатель слышит рассуждения о великих американских авторах, таких, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Дэшил Хэммет, а также Мэрилин Монро, с чьим образом у Мейлера также связана тема творческой личности в Америке, которая, как он не раз подчеркивал, жестоко обращается со своими талантами.

В одном ряду с Кэлом стоит Хью Тремонт Монтегю — крестный главного героя. Под его опекой и опекой отца Гарри работает на протяжении всего романа. По мнению автора одной из монографий о Нормане Мейлере, Барри Лидса, отношения Гарри — Кэл можно обозначить как просто «отец-сын» [4, с. 100], а Гарри-Хью — как отношения «наставник — новичок» [4, с. 100].

Что касается Проститутки, он — гордость ЦРУ, «ярый противник коммунизма» [3, с. 413]. С его образом связана тема тайны. Хью, всегда находясь вдали от Гарри, тем не менее постоянно рядом с ним; будто призрак он знает обо всем, что происходит. Один из их коллег, Арни Розен, так описывает этого героя: «Про Хью Монтегю никто не может ничего с уверенностью сказать. (...) его зовут Проститутка. Я думаю, это потому, что он участвует в столь многих вещах. Настоящий хозяин вотчины. (...) у Даллеса есть тяга к героям и друзьям по Управлению стратегических служб, да к тому же он не слишком любит бюрократов. Поэтому он создает независимые фигуры в игре. Странствующих рыцарей, как он их называет. Они имеют право не считаться с чинами. И Проститутка, безусловно, такой Странствующий рыцарь. Говорят, его считают в Фирме шпионом из шпионов. (...) Даллес называет его «нашим благородным призраком» [2, с. 341].

Женские образы данного произведения связаны прежде всего с темой любви. Основная любовная линия здесь — отношения Гарри и Киттредж, его жены, которая ушла к нему от Хью Монтегю. Их общение происходит с помощью писем, так Киттредж становится еще одним повествователем, а также создателем значимой теории, которая в какой-то степени обусловливает художественный метод Мейлера в изображении характеров и конфликтов романа.

Еще один существенный женский образ — это Модена Мерфи. Согласно книге Мейлера она стюардесса компании «Истерн», любовница Джона Кеннеди и Гарри Хаббарда. Глядя на Кеннеди сквозь эту героиню, Гарри не воспринимает его как президента. Он вступает с ним в борьбу за расположение и любовь Модены. По мнению Барри Лидса, «связь и борьба героя с Джоном Кеннеди объясняется его ощущением, что Джеки Кеннеди похожа на Киттредж» [4, с. 106], которая в отличие от Гарри знакома с президентом и даже очарована им. Это еще один повод для борьбы.

Герои реальной жизни, как, например, Джон Кеннеди, играют особую роль в романе, поскольку прошли через большую часть работ писателя. При создании художественных образов автор не любит, как он сам пишет, опираться на «близких ему людей, поскольку их непосредственное присутствие препятствует созданию новой реальности» [5, с. 93]. Однако он может взять за прообраз того, «кого едва знает, кто способен взволновать его инстинкт романиста». [5, с. 93] При этом герой произведения может сильно отличаться от своего прототипа: «Некоторые из моих персонажей все-таки рождаются из реально существующих людей. Один может сочетать черты пяти человек, другой — одного, но сильно измененного в лице героя книги» [5, с. 92]. Именно такая ситуация сложилась с образом Мэрилин Монро. Сама актриса не фигурирует в романе как персонаж. Но можно провести параллель между ней и образом Модены Мёрфи. Ее внешний облик во многом противопоставлен облику Монро (она, к примеру, брюнетка), но многие детали биографии героини можно считать аллюзиями на факты из жизни Мэрилин: ее роман с Фрэнком Синатрой и близкие знакомства с его друзьями, роман с самим Кеннеди, подробности их отношений, особенно заключительная их часть, и в конечном счете — депрессия, сопровождающаяся рядом эпизодов, намекающих на Мэрилин Монро.

В «Призраке Проститутки» нет резкой поляризации персонажей по нравственному признаку. Но в романе с помощью теории Альфы и Омеги, созданной Киттредж, представлено подобное противопоставление внутри героев. Альфа и Омега — две противоположности во вселенной и человеческой психике, отображающие, по мнению Киттредж, мужское и женское начало внутри каждого человека. «Они могут быть лишь немного различны, как близнецы, а могут быть диаметрально различны, как добро и зло (...) Как оптимизм и пессимизм» [2, с. 156]. На идее Альфы и Омеги построены отношения героев, их характеры и сущность ЦРУ.

Анализ особенностей мира персонажей, как известно, может стать ключом к наиболее глубокому пониманию концепции любого автора. О том, что автор раскрывается ярче всего через своих героев, говорит М. Бахтин: «Автор — единственно активная формирующая энергия, данная не в психологически конципированном сознании, а в устойчиво значимом культурном продукте, и активная реакция его дана в обусловленной ею структуре активного видения героя как целого, в структуре его образа, ритме его обнаружения, в интонативной структуре и в выборе смысловых моментов» [1, с. 10]. В данной статье рассмотрены основные персонажи романа. Основным критерием анализа является их тесная связь с главным героем. Другие персонажи, такие как Фидель Кастро, Ален Деллес, агенты русских спецслужб, а также другие агенты ЦРУ и ФБР, требуют отдельного детального рассмотрения, для которого потребуется более широкий круг критериев.

 

Примечания

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М., 1979. — 424 с.

2. Мейлер, Н. Призрак Проститутки / Н. Мейлер. — М., 2004. — 1101, [3] с.

3. Dearborn, M.V. Mailer: a Biography / M.V. Dearborn. — N.Y., 1999. — 478 p.

4. Leeds, B. The Enduring Vision of Norman Mailer / B. Leeds. — NY., 2002. — 200 p.

5. Mailer, N. The Spooky Art: Thoughts on Writing / N. Mailer. — NY., 2004. — 331 p.

6. Whalen-Bridge, J. The Myth of the American Adam in Late Mailer J. Whalen-Bridge // Connotations. — 1995-96. № 5.2-3. P. 304-321.

 

 

Мейлер Норман Кингсли
Norman Kingsley Mailer

Американский писатель, журналист, драматург, сценарист, кинорежиссер.
В 1943 закончил Гарвард. Начал писать в студенческие годы. Воевал на Филиппинах. Кроме литературы, занимался журналистикой (он - один из основателей школы «нового журнализма»), писал киносценарии, сам снял несколько фильмов, в некоторых из них выступал как актер.
Наиболее известен его роман о Второй мировой войне «Нагие и мертвые» (1948). Кроме того, Мейлеру принадлежат романы «Олений парк» (1955), «Американская мечта» (1965), «Зачем мы во Вьетнаме» (1967), «Евангелие от Сына Божия» (1997), «Замок в лесу» (2007), эссе «Белый негр» (1956), «Песнь палача» (1979, Пулитцеровская премия) и другие. Широкую известность приобрели документальные репортажи Мейлера: «Армия ночи» о марше мира на Вашингтон (1968, удостоен Пулитцеровской премии), «Майами и осада Чикаго» (1968) о национальных конвентах республиканской и демократических партий, «Огонь на Луне» (1969) о высадке человека на Луну. Автор биографий Мэрилин Монро, Пикассо, Ли Харви Освальда.
В 1968 Мейлер поставил фильмы «Дикость-90» и «Вне закона». В 1970 снял сатирическую ленту о президентских выборах «Мэйдстоун», где исполнил одну из главных ролей. В 1987 Мейлер выступил как режиссер и сценарист фильма «Крутые парни не танцуют», поставленного им по собственному одноименному роману. Кроме того, он снимался у Кеннета Энгера, Йонаса Мекаса, Милоша Формана («Рэгтайм», 1981), Жана-Люка Годара («Король Лир», 1987).
Дата рождения: 31 января 1923 г.
Дата смерти: 10 ноября 2007 г.

 

 

 

 

Благодарю за посещение моего сайта!

 

 

 

 

 


 
 


КАРТА САЙТА репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский
 

 

 

Английский язык

Учебники английского для детей   Школьная программа
Английский для школьников    ГИА и ЕГЭ английский
Английский для взрослых
Учебники по английской грамматике
Бизнес-английский Деловой английский
Английский для отдельных специальностей и профессий
Подготовка и сдача международных экзаменов по английскому языку
Чтение на английском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих английский язык

Продам свои учебники по английскому языку

Английская грамматика Начальный уровень
Всё о Культуре в Англоговорящих странах
Английский в путешествии

Французский язык

Школьная программа     Французский для детей
ГИА и ЕГЭ французский    Французский для школьников
Французский для взрослых
Бизнес-французский Деловой французский + специальности
Чтение на французском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих французский язык

Продам свои учебники по французскому

Всё о Культуре во Франкоговорящих странах
Французская грамматика

 

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы на сайте: E-mail rostov-language@mail.ru
При копировании материала ссылка на сайт/авторство обязательна

© ROSTOV-LANGUAGE.RU  Луговая Наталия Владимировна

  

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика
роман Н. Мейлера Призрак Проститутки, Гарри Хаббард, Хью Монтегю Проститутка, американский Адам, конфликт с миром ЦРУ, Странствующий рыцарь, Модена Мерфи стюардесса, Фидель Кастро, Ален Деллес, агенты русских спецслужб, американская современная литература