ГЛАВНАЯ  КАРТА САЙТА  ОГЛАВЛЕНИЕ репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский

 

 

 


 

Творчество Дж.К. Оутс в исследованиях зарубежных литературоведов в конце XX-начале XXI века

 

М.И. Вечканова

Источник статьи: Актуальные проблемы филологии и методики её преподавания в ВУЗе и школе // материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 55-летию филологического факультета. Елабуга 20-21.11.2008.  Cc. 59-62.

 

Творчество одной из наиболее известных писательниц США второй половины ХХ в., автора многочисленных романов, сборников рассказов и новелл, стихов, пьес, критических статей и эссе, авторитетного критика и теоретика литературы Дж.К. Оутс, представляет собой значительное явление в современной американской литературе. Активно участвуя в литературном процессе середины 1960-х — начала нового тысячелетия, оказывая своим художественным творчеством и теоретическими изысканиями значительное влияние на формирование литературно-художественного сознания США, писательница принимает участие в создании одной из наиболее интересных страниц современной американской литературы, без тщательного осмысления, детального изучения и адекватного понимания которой не может быть воссоздана объективная история развития литературы и культуры США ХХ столетия.

О «феномене Оутс» много пишут, говорят как в США, так и за пределами страны. Творчество Оутс вызывает самые различные суждения, т.к. плодотворность писательницы поражает воображение. В число написанных ею произведений входят шестьдесят романов и по вестей, более трехсот рассказов, драматические и поэтические книги, критические и литературоведческие сборники. Регулярно издавая по две-три книги в год, Дж.К. Оутс бьет не только количественные рекорды, но и поражает читателей жанрово-тематическим разнообразием. В художественном арсенале имеются и литературоведческие штудии, и сенсационные политические детективы, написанные под псевдонимами Розамонд Смит и Лаурен Кейли, и романы-притчи, и семейные саги, и биографические романы.

Огромная работоспособность писательницы удивляет не только читателей, но и критиков, литературоведов. В общем корпусе работ, посвященных творчеству Дж.К. Оутс, можно выделить несколько системных групп: исследования общего и биографического характера, работы по отдельным произведениям и жанрам, по проблемам традиции и новаторства и др.

Очевидно, что в рамках одной статьи представляется невозможным провести анализ всего спектра работ, поэтому мы останавливаемся на наиболее, с нашей точки зрения, существенных, действительно позволяющих проникнуть в суть творчества писательницы. Следует отметить, что произведения писательницы воспринимаются по-разному: то с откровенным недоверием, иногда даже осуждением, то с бурным восторгом и восхвалением. Ряд критиков обвиняют Оутс в том, что она пишет «слишком много и слишком быстро» [10, с. 26], другие утверждают, что Дж.К. Оутс «один из самых плодотворных талантов своего времени» [4, с. 2590].

Безусловно, зарубежные литературоведы и критики по-разному определяют творческий метод писательницы, во многом противореча друг другу, поскольку Оутс находится в постоянном поиске художественной формы и стиля.

Так, многие американские исследователи признают Дж.К. Оутс как писательницу, творчество которой характеризуется продолжением и развитием реалистической традиции США. Как считает Л.В. Вагнер, Дж.К. Оутс является «серьезной писательницей, которая продолжает рассказывать истории в манере Достоевского, Бальзака, Фолкнера» [10, с. 67] — тем самым исследовательница показывает связь ее творчества с традицией классического реализма.

Автор нескольких из наиболее содержательных очерков о Дж.К. Оутс А. Кейзин подчеркивает ее устремленность к социальным проблемам, способность углубляться в сложные явления общества, присущий ей инстинкт социальной взрывоопасности, ее неспособность «закрывать глаза на социальное насилие» [7, c. 80] и называет Дж.К. Оутс «социальной романисткой, показывающей полнейший хаос американской жизни» [10, c. 157]. Такого же мнения придерживается критик Р. Фосум, считающий Оутс писательницей, которая «не потеряла веру в силу реалистического повествования» [10, c. 49]. О том же говорит Дж. Хендин в своей монографии «Уязвимые люди. Обзор американской прозы с 1945», причисляя Оутс к «социальным реалистам» [6, c. 163].

По словам одного из крупнейших американских специалистов по проблемам натурализма в литературе США Д. Пайзера, Дж.К. Оутс является «самой яркой продолжательницей традиций натурализма» [8, c. 41]. Однако, как и многие исследователи, Д. Пайзер не делает различия между натуралистическими и реалистическими методами в литературе. В пользу сочетания натуралистической и реалистической направленности художественных произведений, созданных писательницей, выступает и американский исследователь Р. Киернан в книге «Американская литература с 1945 года».

Можно согласиться с Э. Бендер, которая считает, что художественный метод Оутс является «синтезом элементов натурализма, экзистенциализма, социального реализма и романтизма» [2, c. 697].

Представляют глубокий интерес исследования зарубежных авторов, посвященные «готическому» творчеству писательницы, поскольку сама Дж.К. Оутс считает готику «не столько литературной традицией, а реалистической оценкой современной жизни» [3, c. 121]. В этом контексте убедительным выглядит мысль американского литературоведа С. Коула о принадлежности большинства произведений Дж.К. Оутс к готическому пласту литературы. При этом С. Коул понимает под готикой «осознание существования другого внутреннего или духовного мира, в сущности демонического и ужасного, ощущающего человеческий распад и абсурд» [3, c. 122].

Немецкая исследовательница К. Бастиан в работе «Традиция и новаторство в новеллистике Дж.К. Оутс» отмечает, что большинство ее новелл является «модернизированными переработками произведений литературных предшественников: Г. Джеймса, Ф. Кафки, Г. Торо, Дж. Джейса и А.П. Чехова» [1, с. 21]. К. Бастиан анализирует принципы использования Оутс традиционных типов новеллистики, сочетающихся со смелым экспериментаторством, выявляет различия и сходство литературных приемов в оригиналах и их новых версиях. Более того, исследовательница отмечает, что рассказы писательницы имеют самостоятельную ценность, «и в отличие от многих прозаиков Дж.К. Оутс в своих рассказах сохраняет прочную связь с готической традицией» [1, с. 56].

Американский литературовед Дж. Гарднер в своей работе «Этот странный реальный мир» обращает большое внимание на тот факт, что создавая произведения в готической манере, Дж.К. Оутс совершает героическую попытку «переместить бестолковые элементы готической традиции — призраков, вампиров, привидений в серьезное искусство. Если какому-нибудь автору и удается осуществить данную задачу (некоторые утверждают, что это было уже сделано), то Дж.К. Оутс по праву можно назвать именно таким писателем» [5, с. 16].

Серьезный интерес писательницы к психологическому конфликту в сознании героев — существенная и прежде всего констатируемая зарубежными критиками особенная черта творчества Дж.К. Оутс. Так, Р. Шеппард в своей статье, анализируя новеллистику Оутс отмечает удивительное понимание, с каким она воссоздает противоречивые человеческие характеры, подчеркивает «одержимость натурами, населенными ненасытными демонами» [9, с. 75].

В работе С. Коула «Борьба духовных начал» большое внимание уделяется исследованию темы насилия, которая выступает одним из главных элементов художественного метода Дж.К. Оутс. По мнению американского литературоведа, насилие воспринимается писательницей как средство освобождения от невыносимого давления эмоций, как попытка преодолеть отчуждение, изоляцию, как решение всех проблем, как очередной акт садизма, олицетворяющий «бессмысленную жестокость в недрах самого общества, в котором разные проявления насилия являются повседневностью, неотъемлемой частью жизни» [3, c. 12].

Почти о том же говорит Б. Дэлай в статье «Предел любви». Анализируя творчество Оутс, автор отмечает, что первоначальным источником моральной гибели личности является его «желание самоутвердиться, выйти за «рамки дозволенного». Если человек предпринимает попытку оспаривать или отрицать эти «рамки», то он подвергается насилию и жестокости» [4, c. 2591].

Таким образом, произведения Дж.К. Оутс представляют собой заметное явление в литературе США второй половины XX века — начала нового тысячелетия. Ее романы и повести, сборники новелл привлекают внимание зарубежных исследователей и становятся предметом горячих дискуссий литературной критики. Однако не все аспекты творчества находят отражение в исследованиях зарубежных литературоведов и представляют интерес для дальнейшего изучения, и в том числе проблема трансформации готической традиции в произведениях писательницы.

Примечания

1. Bastian, K. Joyce Carol Oates’ short stories between tradition and innovation / K. Bastian. —Frankfurt a. M.; Bern, 1983. — 173 p.

2. Bender, E. Joyce Carol Oates: Artist in Residence / E. Bender // The Heath Anthology of American Literature. — L., 2002. — 1836 p.

3. Coale, S. Joyce Carol Oates: Contending Spirits / S. Coale // In Hawthorne’s Shadow: American Romance from Melville to Mailer. — The University Press of Kentucky, 1985. — 116 p.

4. Daly, B. A Love Supreme / B. Daly // The Harper Single Volume: American Literature. — L., 1999. — 2642 p.

5. Gardner, J. The Strange Real World / J. Gardner// Modern Critical Views: Joyce Carol Oates. — N.Y., 1987. — 146 p.

6. Hendin, J. Vulnerable People: A View of American Fiction Since 1945 / J. Hendin. — N.Y., 1978. — 237 p.

7. Kazin, A. On Joyce Carol Oates / A. Kazin // L.W. Wagner. Critical Essays on Joyce Carol Oates. — Boston, 1979. — 180 p.

8. Pizer, D. Twentieth Century American Literary Naturalism / D. Pizer. — Carbondale, 1982. — 171 p.

9. Sheppard, R. On the Rach. — «Time». N.Y., 1970, Oct. 26, v. 96, № 17, p. 76.

10. Wagner, L.W. American Modern Essays in Fiction and Poetry / L.W. Wagner. — N.Y., 1980. — 263 p.

 

 

 

 

 

Благодарю за посещение моего сайта!

 

 

 

 

 


 
 


КАРТА САЙТА репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский
 

 

 

Английский язык

Учебники английского для детей   Школьная программа
Английский для школьников    ГИА и ЕГЭ английский
Английский для взрослых
Учебники по английской грамматике
Бизнес-английский Деловой английский
Английский для отдельных специальностей и профессий
Подготовка и сдача международных экзаменов по английскому языку
Чтение на английском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих английский язык

Продам свои учебники по английскому языку

Английская грамматика Начальный уровень
Всё о Культуре в Англоговорящих странах
Английский в путешествии

Французский язык

Школьная программа     Французский для детей
ГИА и ЕГЭ французский    Французский для школьников
Французский для взрослых
Бизнес-французский Деловой французский + специальности
Чтение на французском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих французский язык

Продам свои учебники по французскому

Всё о Культуре во Франкоговорящих странах
Французская грамматика

 

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы на сайте: E-mail rostov-language@mail.ru
При копировании материала ссылка на сайт/авторство обязательна

© ROSTOV-LANGUAGE.RU  Луговая Наталия Владимировна

  

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика
Творчество Дж.К. Оутс, история развития литературы и культуры США ХХ столетия, Обзор американской прозы, Американская литература с 1945 года, новаторство в новеллистике Дж.К. Оутс, Борьба духовных начал,  Одна Из Ведущих Американских Писательниц, американский готический роман