ГЛАВНАЯ  КАРТА САЙТА  ОГЛАВЛЕНИЕ репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский

 

 

 

 

Методы реализации интерактивного обучения английскому языку студентов I-II курсов языковых вузов

А.А. Сюзяева

Источник статьи: Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка № 16 (179), 2009. Cc. 123-129.

 

 Рассматриваются особенности интерактивного обучения. Предлагаются различные виды интерактивных упражнений, которые могут быть использованы на уроке иностранного языка. Анализируются концепции и технологии интерактивного обучения. Выделяются этапы использования ТИО на уроках иностранного языка.

 

На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка в языковом вузе остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса студентов к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения.

Теоретические подходы к интерактивному обучению имеют глубокие исторические корни. Многих ученых интересовала как психологическая сторона проблемы - вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Ж.Ж.Руссо и другие. Так и педагогическая, - направленная на поиск наиболее эффективных форм и методов обучения: Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, и другие. Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения, положили исследования и разработки таких специалистов, как Ч. Бонуэл, Т. Сазерленд, Е.И. Пассов, В.С. Коростелев, В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Н.Суворова, Н.П. Аникеева, А.А.Вербицкий, А.М.Смолкин, и другие.

Целью статьи является разработка технологи реализации интерактивных форм обучения в педагогическом вузе, определение педагогических условий ее эффективного применения.

Учебный процесс — творчество преподавателя. Даже проведённое по одной и той же теме занятие, с использованием одних и тех же технологий, у разных учителей получается разное. Любой урок должен иметь конкретную цель. Для того чтобы эта цель была достигнута, преподавателю следует выбрать определенную модель обучения. В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - студент выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

2) активная - студент выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие студента в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Другими словами, - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место преподавателя в интерактивных занятиях зачастую сводится к направлению деятельности студентов на достижение поставленных целей [2; 50]. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Наиболее эффективными в обучении иностранному языку являются следующие виды упражнений: работа в парах; ротационные (сменные) тройки; карусель; работа в малых группах; аквариум; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; суд от своего имени; ролевая (деловая) игра; займи позицию; дискуссия; дебаты.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый преподаватель может самостоятельно придумать новые формы работы с группой.

Часто на занятиях иностранного языка используют работу в парах, когда студенты учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Очень важно для преподавателя создать процесс реального ситуативного общения; создать такую ситуацию, когда студенту действительно хотелось бы что-то сказать, поделиться своим жизненным опытом или точкой зрения.

Очень нравится студентам такой вид работы, как карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно студенты, а внешннее - студенты, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология аквариум заключается в том, что несколько студентов разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Это - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные студенты выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.

Броуновское движение предполагает движение студентов по всей аудитории с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений - группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством участников. Каждая подгруппа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом подгруппы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и студенты должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих занятиях используют такой прием, как свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях из литературы или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от индивидуального вопроса к взаимосвязи общества и культуры, и, таким образом широко поставить задачу обучения иностранного языка [4; 20].

Интерактивное творчество преподавателя и студента безгранично. Необходимо только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения иностранного языка.

Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации, взаимопомощи и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях иностранного языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы [2; 45].

Концепция и технология интерактивного обучения (ТИО) основаны на явлении интеракции, в процессе которого происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого студента и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и другими новаторами изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств студента [3; 91].

Итак, в структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Преподаватель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со студентами главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Преподаватель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с преподавателем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.

3. Проведение. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Преподаватель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

4. Обсуждение. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову [4; 25].

Применение ТИО позволяет преподавателю соединить деятельность каждого студента (возникает целая система взаимодействий: преподаватель - студент, студент - группа, студент - студент, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение [3; 156].

Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения преподавателю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую педагог стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными [1; 46].

Использование интерактивной модели обучения на занятиях английского языка предусматривают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к жизни.

 

Литература

1.Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.

2.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.

3.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.

4.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

 

 

 

 
 

Благодарю за посещение моего сайта!

 

 

 

 

 


 
 

КАРТА САЙТА репетитор по английскому и французскому Наша группа в соцсетях в интернете Английский Французский
 
 
 

Английский язык

Учебники английского для детей   Школьная программа
Английский для школьников    ГИА и ЕГЭ английский
Английский для взрослых
Учебники по английской грамматике
Бизнес-английский Деловой английский
Английский для отдельных специальностей и профессий
Подготовка и сдача международных экзаменов по английскому языку
Чтение на английском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих английский язык

Продам свои учебники по английскому языку

Английская грамматика Начальный уровень
Всё о Культуре в Англоговорящих странах
Английский в путешествии

Французский язык

Школьная программа     Французский для детей
ГИА и ЕГЭ французский    Французский для школьников
Французский для взрослых
Бизнес-французский Деловой французский + специальности
Чтение на французском языке по уровням
(+ раздел книга до 100 руб)
Каталог полезных сайтов для изучающих французский язык

Продам свои учебники по французскому

Всё о Культуре во Франкоговорящих странах
Французская грамматика

 

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы на сайте: E-mail rostov-language@mail.ru
При копировании материала ссылка на сайт/авторство обязательна

© ROSTOV-LANGUAGE.RU  Луговая Наталия Владимировна

  

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

интерактивное творчество учителя и ученика на уроке английского языка, явление интеракции на уроке английского языка, межличностное познавательное общение на уроке английского языка, взаимодействие педагога и ученика на уроке английского языка, виды интерактивных упражнений на уроке английского языка, повышение познавательного интереса на уроке английского языка, творчество преподавателя, Интерактивные технологии обучения на уроке английского языка, работа в парах на уроке английского языка, Технология аквариум на уроке английского языка, Интерактивное творчество преподавателя на уроке английского языка, Совместная деятельность студентов на уроке английского языка